Нифонт Кормилицын

Нифонт Кормилицын, епископ Крутицкий и Сарский

Нифонт Кормилицын (ум. 1561) — епископ Крутицкий и Сарский, автор послания Василию III, рассказов о походах на Казань, составитель сводной Кормчей, книгописец. Являясь пострижеником Иосифо-Волоколамского монастыря, Н. входил в число наиболее активных участников литературного круга иосифлян своего времени. Сведения о его жизни известны по упоминаниям в официальных документах и летописях, но его литературная деятельность выявляется главным образом по рукописным материалам библиотеки Волоколамского монастыря. Известия о нем относятся ко времени, когда он стал занимать видные посты. В 1522—1543 гг. он был игуменом Волоколамского монастыря. При нем в заточении там находились Максим Грек и Вассиан Патрикеев. Сохранились письма митрополита Даниила и Василия III от 24 мая 1525 г. о соборном суде над Максимом Греком, адресованные властям Волоколамского монастыря (см.: Судные списки Максима Грека и Исака Собаки / Изд. подгот. Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 50). После посещения в 1533 г. смертельно больным Василием III Волоколамского монастыря Н. провожал его в Москву и там присутствовал при его пострижении.

Великий князь Василий III. Икона XVI в.

В 1543—1554 гг. Н. занимал пост архимандрита Ново-Спасского монастыря. Этим обусловлено было его участие в казанском походе 1550 г. На церковном соборе 1549 г. он выступал свидетелем обвинения по делу Исака Собаки (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. С. 138). В 1554 г. Н. был поставлен епископом Крутицким и Сарским («владыка на Крутицу» — ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13, 1-я пол. С. 237), занимал эту должность по крайней мере до 1559 г. (рук. ГИМ, Епарх. собр., № 70 является его вкладом в Волоколамскую библиотеку 1559 г.). В 1555 г. владыка Крутицкий участвовал в торжественном поставлении Гурия архиепископом Казани (ПСРЛ. Т. 13, 1-я пол. С. 250).

Будучи игуменом Волоколамского монастыря, Н. самым активным образом стремился не просто увеличить библиотеку, но также собрать и сохранить в монастыре весь репертуар литературы, представляющей интерес для образованного круга иосифлян. По его заданию составляются сборники для общемонастырского пользования с произведениями самого широкого диапазона (например, рук. ГБЛ, Волок. собр., № 433, 659). Интерес иосифлян к сочинениям основателя монастыря и его сподвижников, выразившийся в постоянном переписывании этих произведений монастырскими книжниками, наглядно отразился в рукописях самого игумена: в одном из его сборников (ГПБ, Q. XVII. 64) было собрано восемнадцать статей, автором которых был Иосиф Волоцкий. Н. принадлежал к числу тех книжников, интересы которых были шире только узкоспециальной церковной тематики. Не без участия игумена Н. Волоколамский монастырь поддерживал связи с другими литературно-книжными центрами, что давало возможность знакомить пострижеников монастыря с вновь появляющимися литературными и публицистическими произведениями. Примером является сборник ГБЛ, Волок. собр., № 659, составленный из статей, по преимуществу написанных в 20—30-е гг. XVI в. и привезенных из Новгорода и из Москвы. Сам Н. из этого сборника переписал несколько статей в две свои рукописи (ГПБ, Q.XVII.15 и Q.XVII.64). Не лишен был Н. интереса к светским повестям назидательного характера, появившимся в 1-й пол. XVI в. и бытовавшим в Волоколамском монастыре. Так, в его сборнике (ГПБ, Q.XVII.64) оказалась переписанной Повесть о Евстратии.

До нас дошли материалы, свидетельствующие о литературных занятиях Н. По желанию митрополита Даниила Н., будучи игуменом Волоколамского монастыря, работал по составлению сводной Кормчей (рук. ГБЛ, собр. Ундольского, № 28). В те же годы Н. было написано послание Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого» (ср. Житие Кассиана Босого; о кончине его имеется краткая запись в принадлежавшей Игнатию Зайцеву рук. ГБЛ, Волок. собр., № 362). Послание Н. дошло до нас только в составе сборника самого автора (ГПБ, Q.XVII.64). Г. З. Кунцевич высказал предположение о принадлежности Н. двух рассказов о походах на Казань в 1550 и 1552 гг., которые помещены один за другим в сборнике Q.XVII.64 на л. 99—105 об.; начало второго рассказа под названием «О Казанском взятии» вновь переписано во второй части сборника, на л. 350 об.—351. В рассказе о походе 1550 г. о Н. упомянуто следующим образом: «И взял царь с собою спасскаго архимандрита Нифонта и воздвиженскаго игумена Сергия со кресты». Другие источники об участии спасского архимандрита в казанских походах ничего не говорят. Как установил Г. З. Кунцевич, рассказы в сборнике Н. ее совпадают текстуально с известиями летописных сводов, они имеют самостоятельное происхождение. В других источниках о походе 1550 г. нет упоминания об обновлении церквей во Владимире и подробностей о приезде туда митрополита. Рассказы Н. не связаны также с рассказом об этих походах Адриана Ангелова, который тоже был участником походов. Скорее всего, как полагает Г. З. Кунцевич, Н. не принимал участия в походе 1552 г., а повествование о нем составил со слов очевидцев. Следует отметить, что если первому рассказу Н. нет соответствий в других источниках (хотя по содержанию он более или менее близок Царственной книге), то второй рассказ частично совпадает с отрывком, напечатанным в приложениях к Летописи Софийской II (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 303—315). В рассказе Н. более точными являются хронологические указания и мелкие подробности, что позволяет признать его оригинальным произведением, к которому восходит текст летописного отрывка.

В том же сборнике Н. (Q.XVII.64) имеется статья, которая озаглавлена «О святем мученице Иване, иже за Христа мучен во граде Казани» (см. Житие Иоанна, мученика казанского). Кроме Н. эту статью включил в свой сборник его современник, старец Волоколамского монастыря Мартин Рыков. Из сохранившихся списков наиболее ранними являются названные. В 50—60-е гг. многие волоколамские постриженики побывали в Казани, поэтому о казанских событиях они были хорошо осведомлены. Можно предположить, что возникновение этого небольшого сочинения о «мученике Иване», близкого к рассказам о чудесах святых, связано с писательской деятельностью если не Н., то какого-то другого иосифлянина.

Личная библиотека владыки крутицкого Н., по всей видимости, согласно его желанию попала в монастырь, откуда начиналась церковная карьера владельца библиотеки. На многих его рукописях имеются вкладные записи (ГПБ, Q.XVII.64; Q.XVII.15; ГБЛ, Волок. собр., № 551; ГИМ, Епарх. собр., № 70). Владельческая запись в рук. ГБЛ, Волок. собр., № 551 опубликована (Библиографические материалы, собранные А. Поповым. XIV. Запись Нифонта, епископа Крутицкого // ЧОИДР. 1881. Кн. 2. С. 64; Иосиф. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. М., 1882. С. 168—169). В описи книг Волоколамского монастыря 1545 г. перечисляются и другие вклады Н., в том числе «Книга в полдесть, а в ней собрано от божественных и священных правил вселенских седми соборах и поместных соборов, где и когда и како каждо их собра». Среди дополнительных статей описи имеется запись: «Лета 7069 дал Нифонт, бывший владыка крутицкий, в 4-х книгах Треод постный и цветны к Николе на престол, выдавати их из монастыря по одной книге. Да Трехволой в полдесть» (Опись Иосифова Волоколамского монастыря 1545 (7053) года // Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. С. 20). Согласно этой записи, Н. в 1561 г. был еще жив, но уже не занимал поста владыки крутицкого и, видимо, жил на покое в Волоколамском монастыре. В той же описи немного выше, без указания даты сказано: «Осталось книг после владыки Нифонта: Книга Апостол в десть. Осифово списание на еретики на наугородцкие. Да двои правила Постниковы в полдесть, одни кожею поволочены, а другие в затылке. Да псалмы Давидовы в полдесть с надписанием дача» (Опись… С. 20). Видимо, в том же году Н. скончался.

Изд.: О преставлении старца Кассиана Босого // ДАИ. 1846. Т. 1, № 218; Кунцевич Г. 3. Два рассказа о походах царя Ивана Васильевича Грозного на Казань в 1550 и 1552 гг. // Отчеты о заседаниях ОЛДП в 1897—1898 гг. СПб., 1898. Прил. С. 23—35 (ПДПИ. Т. 130).

Лит.: Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в ее историческом виде. М., 1829. Прил. VII; Калачев Н. О. О значении Кормчей в системе древнего русского права // ЧОИДР. 1847. № 3, отд. 1. С. 115; Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1877. Т. 8. С. 149—150, 162—165; Кунцевич Г. З. 1) Малоизвестные записки о казанских походах 1550 и 1552 года // ЖМНП. 1898, июль. С. 135—145; 2) Исторический вестник. 1898. № 5. С. 689; Иконников. Опыт по историографии. Т. 2, кн. 2. С. 1094, 1286—1287; Бегунов Ю. К. Кормчая Ивана Волка Курицына // ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 144; Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 101—107, 133—134; Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 209, 217—222.

Р. П. Дмитриева

Электронные публикации

Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН

Нифонт Кормилицын — епископ Сарский и Подонский (Крутицкий).

Преосвященный Нифонт — племянник преподобного Иосифа Волоколамского († 1515; память 9/22 сентября). Им же пострижен в монашество и был его учеником. Вел подвижническую жизнь. В 1522 году назначен игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря. При нем в заточении там находились преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля, 21 июня/4 июля) и инок Вассиан Патрикеев († до 1545). Сохранились письма митрополита Даниила и великого князя Василия III от 24 мая 1525 года о соборном суде над Максимом Греком, адресованные властям Волоколамского монастыря. В 1533 году смертельно больной Василий III посетил Волоколамский монастырь; игумен Нифонт провожал его в Москву и там присутствовал при пострижении Василия III в схиму с именем Варлаам. 

В 1543 году — архимандрит Московского Новоспасского монастыря. Этим обусловлено было его участие в казанском походе 1550 года. На церковном Соборе 1549 года Нифонт выступал свидетелем обвинения по делу Исаака Собаки. 11 марта 1554 года архимандрит Нифонт хиротонисан во епископа Сарского и Подонского (Крутицкого). В 1555 году участвовал в торжественном поставлении Гурия архиепископом Казани.

Скончался в 1558 году (по другим источникам, в 1561 году).

Погребен в Иосифо-Волоколамском монастыре.

Будучи игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, Нифонт не только увеличил библиотеку монастыря, но также собрал и сохранил в обители весь репертуар литературы, представляющий интерес для образованного круга иосифлян. По его заданию составляются сборники для общемонастырского пользования с произведениями самого широкого круга. Монастырские книжники постоянно переписывают произведения основателя монастыря преподобного Иосифа Волоцкого. По благословению митрополита Даниила Нифонт, будучи игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, работал по составлению сводной Кормчей. В те же годы Нифонтом было написано послание Василию III “О преставлении старца Кассиана Босого”. Личная библиотека владыки Нифонта, по всей видимости, согласно его желанию, попала в Иосифо-Волоколамский монастырь, откуда начиналось его духовное становление.

Труды:

О преставлении старца Кассиана Босого // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1, № 218.

Литература:

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 2, с. 409. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 287. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 142, 182,1034.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 39.

Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914, с. 619. Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1846—1918; 1863. — Ч. 4, с. 6. Кунцевич Г. 3. Два рассказа о походах царя Ивана Васильевича Грозного на Казань в 1550 и 1552 гг. // Отчеты о заседаниях Общества любителей духовного просвещения (ОЛДП) в 1897— 1898 гг. — СПб., 1898. — Прил., с. 23—35.

Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в ее историческом виде. — М., 1829. — Прил. VII. Дмитриева Р. П. Нифонт Кормилицын // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 141—144.

Нифонт Кормилицын

(вероятнее Николай Ив. или Иоакимов. до постриж.); сын книгописца, потом троицк. игумна, в Можайске, род. в 1480-х годах, воспитыв. в Иосифовом мон. и был его 4-м игумном 1522—43; взят в новоспаские архимандриты и с 11 марта 1554 по смерть (I 1559) епископ сарский и подонский, помогавший митрополиту Макарию в управлении московской еп.

{Половцов}

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s